Художник Иван Евсеевич Харин. По материалам программы «Радиомузей»

Архив и фонды Государственного художественного музея — неисчерпаемый источник редких и важных свидетельств о художественной жизни Алтая. В годы Великой Отечественной войны она не только не замирала, а, напротив, с каждым днем становилась более насыщенной и яркой.

Ведущая роль в организации художественной жизни края в эти суровые годы принадлежала художнику Ивану Евсеевичу Харину.

Иван Харин вошел в историю Алтайского искусства не только как талантливый живописец, стоящий у истоков создания Союза художников на Алтае. Когда началась война и многие художники ушли на фронт, Иван Евсеевич, по здоровью не был призван в действующую армию и принял на себя обязанности председателя Союза художников в это не простое время.

Еще во второй половине 30-х годов он начал работать заведующим отделом иллюстраций краевой газеты «Алтайская правда». А с первых дней войны Иван Евсеевич возглавил работу художников по изготовлению плакатов для «Агитокон». Первый плакат «Раздавим фашистскую гадину!» появился уже в июне 1941 года. Плакаты были выполнены гуашью, теперь их копии можно увидеть в Алтайском краеведческом музей.

После того, как Харин рисовал первый экземпляр, его перерисовывали вручную в агитационной плакатной мастерской до 50-100 экземпляров. Плакаты сопровождались стихами, отрывками из сводок Совинформбюро, ТАСС. За годы войны художником было создано около двухсот агитационных карикатурных плакатов. Иван Харин был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

Уже в первые месяцы войны, он как председатель Союза художников, встречал эвакуированных на Алтай коллег по ремеслу из Харькова, Киева, Москвы, Ленинграда и других городов.  Всех надо было обеспечить жильем и работой. Ивану Евсеевичу удалось всех сплотить и обеспечить творческой работой.

Всего в годы войны около 50 членов Союза художников СССР работали в Алтайском крае. Среди них – известные графики-плакатисты, карикатуристы Дмитрий Моор и Михаил Черемных, живописцы Сергей Лучиишкин, Иван Чашников, Альфред Эберлинг, скульптор Дмитрий Цаплин и другие графики, живописцы, скульпторы. Им приходилось не только работать по специальности, но и помогать в деревне на уборке урожая, работать на лесозаготовках и стройках.

И все-таки в Барнауле в те годы прошло несколько художественных выставок. Несмотря на трудные условия военного времени, выставки активно освещались в прессе, к ним издавались афиши, каталоги, вступительные статьи к которым писали эвакуированные на Алтай сотрудники Государственной Третьяковской галереи и Эрмитажа.

Выставки становились событием не только для зрителей, но и для самих художников. В своих воспоминаниях о том времени член Союза художников СССР Ирина Варзар писала: «В зимы 1943-44 и 1944-45 состоялись две художественные выставки. Они были размещены в фойе театра. Сколько переживаний и волнений. Отбор работ, развеска, изготовление рам. К выставке готовили произведения, отбирались интересные композиции. Картины и рисунки отображали подвиги нашей армии, фронтовые эпизоды, героический труд советских людей в тылу, портреты, пейзажи Родины, этюды и т.д. Развеску и оформление мы все делали сами, а после торжественного открытия дежурили по очереди во время спектаклей в фойе, в антрактах вели беседы со зрителями. Домой шли поздно в темноте или при свете луны по скрипучему снегу».

Организатором выставок был Иван Евсеевич Харин. На одной из выставок особенно глубоким содержанием выделялись его работы. Поразителен драматизм его полотна «Освобождение» — зверство фашистского концлагеря, за колючей проволокой дети, женщины, раненые красноармейцы. Обреченные на гибель, они дождались своих освободителей. Страдание на лицах сменяется ликованием…

Другая картина «В тылу врага» волнующе показывает бесстрашие советских бойцов, оказавшихся в тылу фашистов. Вызвали большой интерес зрителей и два этюда с натуры — «Краевой драмтеатр» и «На реке», передающих теплые чувства к родному городу. Этюд «Краевой драмтеатр», где художник очень правдиво изобразил Барнаул военной поры (заснеженная улица Ползунова, по которой мимо прохожих, домов и деревьев спешат с гружёные полуторки).

Очень важно, что алтайские художники ощущали себя мобилизованными на общее дело защиты Отечества и разгром врага. Это вдохновляло и давало силы, писать и сохранять историю о великом подвиге народа, о людях приближающих Великую Победу.

Подготовлено по материалам заместителя директора «Государственного художественного музея Алтайского края, искусствоведа Натальи Царевой.

Цикл программ «Радиомузей» подготовлен в партнёрстве министерства культуры Алтайского края и проекта «Победа в каждом из нас».

Невыдуманные истории

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Проект «Победа в каждом из нас» ждет ваших историй на адрес электронной почты pobedavnas@mail.ru. Обязательно укажите ваши ФИО, возраст и контактный номер телефона. Победные истории ваших семей мы ждем в виде рассказа. Фотографии и копии документов приветствуются. Задать вопросы можно по телефону в Барнауле (3852) 36-80-73 или 963-576-75-55