Пётр Денисович Фотьев. Стойкость, храбрость, мужество – путь из тьмы к свету

Нижний ряд, слева-направо: Денис Григорьевич и Васса Ивановна Фотьевы, на коленях – мой дед Петр Денисович.

Пётр Денисович Фотьев – мой дед по материнской линии – родился в 1914 году в большой семье Дениса Григорьевича и Вассы Ивановны Фотьевых, переселившихся в Сибирь из Ростовской губернии во времена Столыпинской реформы. Был он казачьего рода – худощавый, смуглолицый, с острым взглядом тёмных, внимательных глаз. Не помню, чтобы он повышал на нас, внуков, голос, хватало взгляда. Зато гостинцы — простые карамельки, которые он нам приносил «от зайчика», помню до сих пор.

До школы я частенько гостила у деда Пети и бабы Мани. Да и потом, на школьных каникулах, месяц, а то и больше проводила в Верх-Катунском. В 69-ом году я пошла в первый класс. После победоносного мая 45-го прошло всего лишь двадцать четыре года.

Для нас, ребятни, это было счастливое беззаботное время, со своими важными детскими делами и играми. Может быть, взрослые и вели какие-то разговоры о боях, о закончившейся совсем недавно войне, да только в памяти об этом не осталось ничего.

Восстановить фронтовой путь моего деда, который начался в 1938 году, мне помогли рассказы его дочери, моей тёти Фаины Петровны, и информация с официального сайта «Память народа».

Петр Денисович Фотьев.

В 1938 году деду Петру довелось участвовать в военном конфликте между Японией и СССР на озере Хасан, несколькими месяцами позже, в 1939, в боях на реке Халхин-Гол. Был дед и на «финской» — так называли короткую   зимнюю войну СССР и Финляндии, которая проходила с 30 ноября 1939 по 12 марта 1940 года. Там он был ранен в правую руку, а пока залечивал рану в госпитале, домой, где его ожидали жена и дочь (моя мама, Валентина, родившаяся в мае 1938 года), на него пришла «похоронка».

Незадолго до Великой Отечественной войны дед вернулся домой. Но мирная жизнь продолжалась не долго. Через четыре дня после того, как ему исполнилось  27 лет, фашистская Германия напала на Советский Союз. Пётр Денисович был снова призван в армию, разведчиком.

В ноябре 1941 года в одном из боев высота, где сражались бойцы разведроты, была окружена немецкими войсками. Так дед попал в плен. Что ему пришлось там пережить, он, как многие из фронтовиков, рассказывать не любил,  плакал.

Из воспоминаний Фаины Петровны, моей тети: «Отец рассказывал, как их кормили в лагере: в большом чане варили дохлую лошадь, как была — с кишками, не чищенную. Эту баланду они и ели. Или кидали им, как свиньям, мороженую свёклу, какие-то очистки. Содержали под открытым небом, за забором с проволокой под током. Они болели тифом, спасались, как могли, помогали друг другу выжить».

Ещё известно, что он какое-то время был в Освенциме (Аушвице) — одном из нацистских лагерей смерти в оккупированной Польше, а потом его и других узников перевели в концентрационный лагерь для военнопленных Дахау, основанный на территории фашистской Германии 22 марта 1933 года.

О Дахау из Википедии:

Один из первых концентрационных лагерей на территории Германии. Основан 22 марта 1933 года в Дахау, неподалеку от Мюнхена. Построенный лагерь считался эталоном для других концентрационных лагерей. Многие системы пыток и зверств были скопированы в другие лагеря. До начала Второй мировой войны в Дахау содержались люди, считавшиеся по разным причинам «загрязняющими» арийскую расу, согласно расовой теории. Это были политические противники нацистского режима, прежде всего коммунисты, социалисты, оппозиционные режиму священнослужители, а также душевнобольные, проститутки, наркоманы и др.

Узники Дахау принудительно трудились в качестве бесплатной рабочей силы на окрестных промышленных предприятиях, в том числе на производствах концерна «ИГ Фарбениндустри».

Из Википедии об освобождении узников 29 апреля 1945 года:

«Прежде чем солдаты…/подразделения армии США/…вошли в концлагерь, они обнаружили за его пределами 40 вагонов без крыш, полных истощёнными трупами на поздних стадиях разложения. Больше мёртвых тел было обнаружено непосредственно около лагеря. Некоторые из них были мертвы в течение нескольких часов или дней до захвата концлагеря и лежали там, где они умерли. Солдаты сообщили, что видели ряд цементных строений, содержавших комнаты, полные сотен обнажённых и едва одетых трупов от пола до потолка, угольные крематории и газовые камеры».

Во время войны на эту «фабрику смерти» стали поступать советские военнопленные, которые в большинстве своем сразу же безжалостно расстреливались без постановки на учёт. По официальным данным за годы войны там было расстреляно более семи тысяч советских солдат. Оставшиеся в живых, подвергались бесчеловечным пыткам и издевательствам, работали до изнеможения на нацистских военных заводах и в частных компаниях.

Пройдя через все ужасы плена, непосильного труда, болезней и голода, дед Пётр остался жив, а в конце апреля 1945 года вместе с уцелевшими узниками был освобождён союзными войсками. Домой, к родным, он вернулся лишь в начале 1946 года.

Война выпустила из когтей одну из своих жертв, но забрала трёх родных братьев Петра Денисовича. В донесениях о безвозвратных потерях в Великой Отечественной войне на сайте «Память народа» есть их имена: Василий Денисович Фотьев, 1896 г.р., пропавший без вести в августе 1942 года; Семён Денисович Фотьев, 1906 г.р.,  пропавший без вести в марте 43-го и ещё один брат – Илья Денисович Фотьев, 1901 г.р., пропавший без вести в феврале 1943 года. В 42-ом, не дождавшись сыновей, умер прадед – Денис Григорьевич.

В послевоенное мирное время дед работал бригадиром фермы, рабочим в стройцехе – топором мог выстругать всё, что угодно. Вместе с женой Марией Трофимовной растили ещё двух дочек – Лидию и Фаину, рождённых уже после войны, для которых моя мама была нянькой. Мои тёти помнят до сих пор о том, какие искусные деревянные игрушки, вырезанные руками отца, были у них. Дед Петя любил пчёл, много лет до самой пенсии работал пасечником.

У него были юбилейные медали, а в честь сорокалетия со дня Победы, в 1985 году, Пётр Денисович был награждён Орденом Великой Отечественной войны 2-ой степени. Его вручили тем ветеранам ВОВ, которые по разным причинам не смогли получить в ходе военных действий Орден ВОВ 1-ой степени.

Я сожалею, что в своё время, пока дед был жив, ни разу не поинтересовалась его боевым прошлым. И только теперь, узнав из разных источников, что же на самом деле пережил в то время совсем ещё молодой тридцатилетний человек, я испытываю гордость и величайшее уважение к своему предку за его храбрость, стойкость, мужество, за сохранённое в тех нечеловеческих условиях человеколюбие и стремление к жизни.

Для меня, нынешней, день 9 мая – это День Победы Духа над плотью; День Веры в счастливое светлое будущее для нас, наших детей и внуков, всего Человечества; День Любви и Единения нескольких поколений; День Победы Света над Тьмой! Так – было и так – будет!

Автор Надежда САПРОНОВА, с. Советское

Невыдуманные истории

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Проект «Победа в каждом из нас» ждет ваших историй на адрес электронной почты pobedavnas@mail.ru. Обязательно укажите ваши ФИО, возраст и контактный номер телефона. Победные истории ваших семей мы ждем в виде рассказа. Фотографии и копии документов приветствуются. Задать вопросы можно по телефону в Барнауле (3852) 36-80-73 или 963-576-75-55