Фомина Галина Георгиевна

Материалы книги «Дети войны — духом сильны» под общей редакцией Барнаульской городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.

Фомина Галина Георгиевна родилась 28 декабря 1936 года в городе Барнауле Алтайского края.

Школу закончила в 1954 году в селе Повалиха. Переехав в Барнаул в 1955 году, поступила на работу секретарем на станкостроительный завод, А после окончания Московского текстильного института (заочно) по специальности «инженер-экономист» продолжила работать на заводе инженером в отделе главного экономиста. С 1966 по 2008 год Галина Георгиевна посвятила себя педагогической деятельности, проработав в машиностроительном и политехническом техникумах преподавателем экономики. Награждена знаком «Отличник ПТО СССР», медалью «Ветеран труда». Галина Георгиевна вела работу со студентами по профессиональному воспитанию и, конечно же, не обходит в своих воспоминаниях детство, проведенное в годы войны.

«Мне было четыре с половиной года, когда началась война, и 8,5 лет, когда война закончилась. Ясно помню, когда все люди, большие и маленькие, собрались на площади, т.к. объявили войну – и первые мужчины отправились на фронт. В числе их был и наш папа, которого мы провожали всей семьей (это мама, брат, сестра и я). Мы плакали, как и все семьи. Это было запоминающееся и страшное зрелище, когда вся площадь как будто залита слезами детей и матерей. Но мы, как и все, надеялись, что скоро папа вернется. По громкоговорителю на всю площадь звучали музыка и выступления тех, кто уезжал на фронт, и тех, кто провожал.

В 1941-м году сестра пошла в школу, брат – в 8-й класс, а мама ждала еще одного ребёнка, который появился у нас 6-го ноября 1941 года. Итак, у нас уже четверо детей. Мама работала с раннего утра до вечера, а летом еще заготавливала сено для коровы, а зимой ходили с санками за Обь собирать дрова, чтобы отапливать квартиру. От папы приходили письма регулярно, где он писал, что скоро разобьём врага и вернёмся домой. Просил, чтобы ему писали дети, и мы ему писали.

Но вдруг мы не стали получать письма, а потом пришло письмо из госпиталя, где папа после ранения лечился. После госпиталя он опять пошёл на фронт и прислал нам фотографию в военной форме – он был офицер, коммунист, политрук. Мы его очень любили и гордились им.

Война продолжалась, наши войска двигались на запад. Мы каждый день смотрели на карту, которая висела у нас в комнате. Здесь, в тылу, жилось все труднее и труднее. Дети, играя на улице, ели всякие растения: «калачи», лебеду, стебельки и т.д. Конфет мы не знали. И однажды мы, все ребятишки, которые играли на улице, отравились, как потом выяснилось, – беленой. Нас спасали перепуганные взрослые.

А на фронт уже стали отправлять молодых парней. В 1942-м г., 25-го ноября, брату исполнилось 17 лет, он учился в 10–м классе, а 7-го января 1943-го года его уже проводили на фронт. Получив от него письмо, мы узнали, что часть ребят, в т.ч. и его, отправили на учёбу в Бийск на три месяца, после чего их всех, наскоро обученных, отправили на передовую. Помню, мама очень хотела, чтобы Витя и папа встретились там, т.к. они случайно находились недалеко друг от друга и даже в одном городе, но они так и не смогли встретиться. Она очень переживала.

А 24-го октября 1943-го года мама видела сон, что Витя тонет, и она не может его спасти. Вскоре пришла к нам похоронка, а потом письмо от Витиного друга, Вани Хлебникова. И мы узнали, что Витя был тяжело ранен: у него руки и ноги оторвало, ослеп. Два часа он мучился и кричал: «Мама!» – это было 24-го октября 1943-го года. Так он погиб. Тяжелая утрата запомнилась на всю оставшуюся жизнь нашей семьи, т.к. мама долго почему-то молчала. Ведь ей надо было еще нас троих растить: это Лиля, я и маленький братик.

Когда мне исполнилось 6,5 лет, я записалась в школу, т. к. мои подружки были 7 и 8 лет, а учительница сказала маме: «Пусть ходит». Так я начала своё образование. Тетради сама сшила: из папиных конспектов (он перед войной кончил Высшую партийную школу) – вырвала чистые листы. Сумку для школы сама сшила. Карандашей в доме было достаточно. Тогда в первом классе писали карандашами. Нас в классе было две шестилетки, и нас посадили вместе на 1-й парте. Учились мы хорошо, и нас перевели во 2–й класс. Я помню, как бедно жили все дети. Они плохо были одеты, а некоторые ходили в американской одежде: ботинки на деревянной подошве, одежда не по росту. Я-то ходила в обносках своей сестры и была довольна. Тогда никакой одежды не могли купить детям, кто в чём ходил. Жили – лишь бы прожить.

Итак, 1945-й год, 9 Мая – я закончила 2-й класс. Мы, дети, проснулись, а мамы нет, и нам тётя сказала, что она рано утром по радио услышала об окончании войны и побежала поднимать флаги: мама во время войны вступила в ряды ВКП(б) и была очень активной.

Опять моё яркое воспоминание: большая площадь, где все люди плачут и радуются. Это был митинг, посвящённый Победе. Мы, дети, побежали рвать цветы на падун, что на спуске к Оби: там цветы уже расцвели. И мы с этими цветами бежали на митинг, дарили их военным – раненым, которые уже пришли с войны по ранению. Это был такой праздник, который невозможно забыть даже через 100 лет. Необыкновенное яркое солнце, такой тёплый день и столько людей, которые радовались и плакали, целовались, обнимались, пели и плясали.

В нашей семье были слёзы и слёзы, хотя война кончилась, но папа лежал где-то в госпитале, а Витя погиб. Общий подъём настроения всё равно был. Только через два месяца папа приехал домой – больной, инвалид, ведь всю войну он был политруком, а это значит – в первых рядах. Мы, семья, почувствовали большое счастье. Вспоминаю, как часто он рассказывал о войне, о боях и потерях. О своих друзьях, однополчанах, о блиндажах, землянках и окопах, где они лежали, о людях, с которыми он общался все эти военные годы. Папа прожил всего 10 лет после войны. Мы, дети, выросли и благодарны ему за это.

В Барнауле есть книга Памяти, посвящённая 50-летию Победы в Великой Отечественной войне, в неё занесено имя нашего брата Ельчина Виктора Георгиевича. И на Мемориале, на площади Победы, есть его имя».

Автор: Фомина Галина Георгиевна

Невыдуманные истории

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Проект «Победа в каждом из нас» ждет ваших историй на адрес электронной почты pobedavnas@mail.ru. Обязательно укажите ваши ФИО, возраст и контактный номер телефона. Победные истории ваших семей мы ждем в виде рассказа. Фотографии и копии документов приветствуются. Задать вопросы можно по телефону в Барнауле (3852) 36-80-73 или 963-576-75-55