Братья Юра, Гена и Алексей Корягины

Материалы книги «Дети войны — духом сильны» под общей редакцией Барнаульской городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.

Я родился за год до великой Победы, в июне 1944 года, в семье железнодорожников и первых строителей железной дороги на Алтае.

Мы жили тогда на 22-ом разъезде (ныне остановочный пункт Шиловский). В нашей семье было пять детей, и когда старшему брату Николаю исполнилось 17 лет в 1944 году, его призвали в армию и направили в военное училище. Старшие братья учились в школе.

Отец, Никита Кузьмич, тогда работал на железной дроге дежурным по станции, но в 1946 году он попал в аварию и остался без ног. Долгие два года ему не платили пенсию. Для того, чтобы по карточкам выкупать хотя бы хлеб, (картошка и огородная мелочь была своя) моя мама, Анна Алексеевна, пошла работать сигналистом на станцию.

Что я помню из своего детства? Конечно, военные годы я просто не знал, а вот из послевоенного времени какие-то отрывки событий всплывают в моей памяти. Помню, как в 1946 году я с матерью ходил на край посёлка, туда, где в землянке жила семья эвакуированных из Ленинграда – женщина и две девочки лет по пять или шесть. Они поселились там в 1943 году, и весь посёлок помогал им устроиться на новом месте. Выкопали им землянку, сложили печь и поделились кое-какими тёплыми вещами, без которых здесь, в Сибири, им было просто не выжить. И ведь у самих наших сельчан не было ничего лишнего, но эвакуированным все помогали. Однажды, как я помню, мы принесли им ведро картошки и немного моркови. Не забуду как девочки, кое-как отмыв морковь, с таким аппетитом её грызли, что и мне тоже захотелось поесть морковки.

Позже говорили, что в посёлке был даже установлен негласный порядок помощи тем, у кого ничего не было. В этом, наверное, и есть частица загадочной русской души. И это ведро нашей картошки и морковь для эвакуированных я запомнил на всю жизнь. А ещё помню, как с мамой и братьями мы ездили в Алейск в госпиталь навещать отца. И как меня, двухлетнего мальчишку, медсёстры угостили печеньем. А я не знал, что это такое, и играл ими как колесиками. Лакомством для нас была сушёная морковь и свёкла. А вот печенье в то время для меня были незнакомо. Да что там говорить, не только для меня это была диковинка, многие мальчишки военной и послевоенной поры этого лакомства вовсе не знали. Помню, как мы с ребятишками, когда уже учились в школе, ходили в магазин в посёлке Осипенко просто для того, чтобы посмотреть на конфеты и пряники. И тётя Шура, продавщица, иногда нам на всю компанию давала парочку конфет-подушечек, и это был для нас настоящий праздник.

Надо сказать, что трудности военной да и послевоенной поры закаляли людей и они проявляли лучшие качества русского характера. Как бы не было трудно жить нашей семье в ту пору, но все мои братья выросли достойными людьми. Все стали железнодорожниками; четверо стали машинистами высшего класса, а старший брат долгое время руководил коллективом дистанции пути. Стали железнодорожниками и дети братьев Корягиных, и даже внуки, достойно продолжив династию первостроителей алтайской «чугунки». На счету наград тружеников нашей династии три ордена, двадцать медалей и более тридцати знаков отличия МПС. Я посчитал, что только наша династия Корягиных дала алтайской «чугунке» больше двадцати работников с общим трудовым стажем боле 500 лет. И большая часть этого стажа на счету именно детей войны.

Ветеранов Отечественной войны, к сожалению, с каждым годом становится всё меньше. Но те, кто жил в войну, помнят рассказы участников самой кровавой битвы двадцатого века, общаясь с бывшими солдатами и тружениками тыла. И задача моих сверстников, детей войны, как эстафету, донести до молодых парней и девчат правду о тех суровых годах. Мне лично довелось много встречаться с ветеранами той войны и тружениками тыла, слушать их и, по мере сил, излагать в виде рассказов и новелл. Многие истории военных лет были опубликованы в газетах, книгах и вошли в сборник рассказов «Вспомним товарищ». И в этом я вижу мой долг перед теми, кто ценой здоровья и даже своей жизни спас человечество от «коричневой чумы» – фашизма.

Надо, чтобы современные молодые люди знали, что достойны уважения не только те, кто своим воинским или трудовым подвигом приближал час Великой Победы, но и те, кто с юных лет испытал трудности военной годины. Те, кто ныне имеют статус детей войны.

Невыдуманные истории

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Проект «Победа в каждом из нас» ждет ваших историй на адрес электронной почты pobedavnas@mail.ru. Обязательно укажите ваши ФИО, возраст и контактный номер телефона. Победные истории ваших семей мы ждем в виде рассказа. Фотографии и копии документов приветствуются. Задать вопросы можно по телефону в Барнауле (3852) 36-80-73 или 963-576-75-55