Моя крестная Мария.

С интересом читаю статьи о войне, но больше всего меня заинтересовала статья «Маня, Юля, Стюра» в газете «Животновод Алтая» от 7 мая 2009 года. Читала и плакала, вспоминая свою крестную, сродную сестру моей мамы, Марию Шабалину. А тут еще одна статья о ней. Была я тогда небольшой девчонкой – мне было 7 лет, когда её забрали на фронт.

Моя мама постоянно общалась с Анастасией Федоровной – матерью Марии. Тетя Тася воспитывала дочь одна, муж её рано умер, и души не чаяла в ней.

Тетя Тася, узнав о призыве дочери, пошла из села Усть-Тулатинки в село Чарышское, чтобы проводить дочь, пешком через горы. Когда она пришла в райцентр, дочь уже сидела на машине. Мариша отрезала свою длинную толстую косу и подала её матери. Мать обняла дочь, заплакала, через минуту машина тронулась, увозя крестную навсегда.

Когда тетя Анастасия пришла домой, зашла к нам и рассказала, что призывали какую-то другую девушку, но та вышла замуж, а замужних на фронт не брали. Призвали Маришу.

Попала она в г. Серпухов Московской области в в/ч 260. Оттуда она часто писала своей маме, и всегда передавала мне привет и рисовала девочку со цветком (я считала, что меня) и писала какой-нибудь стишок для меня. Мы все читали и перечитывали её письма. Тетя всегда плакала, жалела дочь, что её такую робкую, застенчивую, тихую увезли в такую даль. Там она преодолевала трудности, непривычные для деревенской девушки.

Распорядок дня был строг: подъем в 5 часов утра, четыре часа строевой, четыре часа огневой подготовки, изучение зенитных установок, топографическая подготовка, занятия на полигоне. По пути на полигон команды: «Танки справа!», «Танки слева!». Девчонки валятся в грязь, в снег, ползут по-пластунски. На полигоне – стрельбы из винтовки, из зениток, и в обратный путь. И так каждый день.

В одном из писем она писала, что владеет оружием, как ложкой. Как она все выдержала?

В конце 1943 года Мариша попала на фронт в артиллерийско-зенитную часть. Она была командиром взвода.

Весной моя мама завила веночек на березке. Это было на Троицу. Мама загадала: если веночек не завянет, то Мариша останется живой и невредимой. Веночек на березке засох, а через некоторое время засохла и вся березка. Плохой знак, решила мама, но ничего не сказала тете Тасе. А сама тайком плакала.

Мариша же писала, что воюет, бьет вшивую фашистскую сволочь. Мечтала хоть на недельку приехать домой, увидеть самого дорогого для неё человека – маму, нас и родную Усть-Тулатинку.

В мае 1944 года Анастасия Федоровна получила похоронку. Не суждено было крестной увидеть родную землю, за которую она воевала.

Мы жили на другом конце села, но услышали причитания тети Таси и побежали к ней. Горю матери не было предела, она лежала на ограде без чувств. Мама побежала за водой, чтоб привести её в чувства. Её понять можно, ведь Мариша у неё была единственной надеждой и опорой. Долго тетя надеялась на чудо, что вернется её доченька домой.

1 мая 1944 года Мариша отправила матери письмо. И после этого началась вражеская атака. Полк зенитчиц отражал налет фашистских бомбардировщиков. Земля дыбилась от разрывов снарядов, всплескивались черные фонтаны. Это был последний бой Марии Шабалиной.

Позднее тетя получила письмо от однополчан.

«Очень тяжело писать Вам. В жестоком бою героически погибла Ваша единственная и любимая дочь, и сестра, а наша боевая подруга Мария Шабалина. Она отдала за свободу Родины свою юную жизнь и надежду на счастье. Она била фашистов до последнего дыхания, до конца выполнив свой долг перед Родиной. Мы знали её жизнерадостной, веселой. Горе сжимало наши сердца, когда мы провожали её в последний путь. На её могиле мы поклялись отомстить врагу за нашу подругу».

Это случилось в Винницкой области на станции Вяпнарка, где и покоится в братской могиле наша Мариша.

Тетя Тася пережила свою дочь и когда мы её посещали, разговор всегда сводился к ней, единственной и любимой. Нередко она доставала из ящика косу дочери и как великую ценность показывала нам и плакала.

Когда Анастасия Федоровна умерла, то в гроб положили косу – частицу дочери. Все односельчане плакали, скорбя о матери и дочери.

Вечная им память.

Мария Петровна МУРАВЬЕВА, с. Усть-Тулатинка (редакция Веры Дунаевой)

Невыдуманные истории

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Проект «Победа в каждом из нас» ждет ваших историй на адрес электронной почты pobedavnas@mail.ru. Обязательно укажите ваши ФИО, возраст и контактный номер телефона. Победные истории ваших семей мы ждем в виде рассказа. Фотографии и копии документов приветствуются. Задать вопросы можно по телефону в Барнауле (3852) 36-80-73 или 963-576-75-55