Гордитесь и помните!

Сборник сочинений «Война в истории моей семьи», Алтайский государственный колледж.

Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
                        А. Твардовский

Мое поколение знает о войне из исторических хроник или художественных фильмов. Но на нашей семье война оставила свой отпечаток.

Мой прапрадедушка Павловских Михаил Николаевич родился в 1906 году в крестьянской семье. Что было тогда у ребятишек? Ничего. Одни рваные штанишки из холста, да пара рубашек. Не до обнов было. Из развлечений — потешки, салки, лапта да догонялки. Игрушки были в диковинку. Точнее, их тоже не было. Иногда отец чего смастерит, иногда сам, в тихую стащив топорик из сарая, сделает себе рогатину — вот и все игры. Да и до игры ли было?

Родители Михаила много работали. К труду приучали и детей. Пахота, посевная, уборка урожая, а там, смотришь, и зима на носу. А надо еще дров наготовить, корма для скотины заложить. Так и жили. Ни на что не жаловались. 

Вот так и вырос Михаил. Красивый, высокий, плечистый. Стал похаживать на вечерки, проходившие на другом конце деревни. Хороводы, вальсы, песни под гармонику… Так хорошо было! И, казалось, нет времени лучше, чем это. Там же, на вечерках, присмотрел Миша себе невесту-красавицу. Анна — розовощекая, жизнерадостная, работящая, пришлась под стать Михаилу.  Привел жену сначала в родительский дом. Вскоре и свой сруб поставили, обзавелись подворным хозяйством, детки пошли. Живи да радуйся, как говорится.

Но грянул 1930 год. Тогда же и вышло Постановление о переустройстве сельского хозяйства и борьбе с кулачеством. Выгребали всё, как варвары, громили, рушили, упрекали в зажиточности. А где уж там богатство-то было, теперь и не разберешь. Коровы, лошади, да зерна немного. Конечно, многие хуже жили, чем семья прапрадеда, они хотя бы ели досыта. У них, у «кулаков», на девять ребятишек ни одних валенок не было, потому как овец из-за недостатка земли не держали. Зимой довольствовались лаптями, а с весны до поздней осени бегали босиком. Все равно позавидовали. Сосед написал донос.   Отобрали все подчистую, даже картошку из погреба выгребли. Не посмотрели и на то, что детей девять. Михаила тогда мобилизовали в Красную Армию, а всю семью отправили в ссылку на север.

А тут вот она — война… Налетела, искалечила, покорёжила  и без того настрадавшуюся Землю русскую.

Прапрадеда Михаила в составе мотострелкового батальона сразу же перебросили туда, где труднее всего — защищать границу Белоруссии.

Прабабушка Юля вспоминала: «Нас поселили в маленьком домике, похожем, скорее, на сарай. Так холодно было в нем, особенно ночами. Дров не хватало. Из еды — только гнилая картошка. Да и ту просто так не достанешь. Мама доставала. А потом давила её на кругляши и так пекла на печи, прямо с кожурой. Что было горько, не вкусно никто не говорил. Ели и радовались хоть этому. Не это было горем. Горе, что без папки остались. Ему теперь тяжелее там. Днем мы все работали — поднимали «нетронутые» земли, а ночью плакали и ждали весточки с фронта.

И пошли треугольники. Со слезами на глазах разворачивали и читали вслух, и вместе радовались, что живой, и опять ждали. О плохом папа не писал. Знал, что и нам не сладко. Да и писем-то было два или три всего.

Все поселение наше с трепетом заглядывало в глаза проходившей мимо покосившихся домиков почтальонке. Все ждали новостей.

А потом стали приходить конверты с чужим почерком… Их боялись брать в руки, и читала их почтальонша. И кому что достанется. Кому — «в госпитале», кому — «смерть».  Вот нашей семье и досталось. В похоронке  неровным почерком, растекшимися бледно-синими чернилами было выведено: «Погиб в боях за Белоруссию».  Не сразу мы поверили, что этот конверт нам. Только когда мамка заголосила, стало нам ясно: погиб папка, погиб. То хоть верили, что вернется домой, станем жить, как прежде, все рядышком, вместе. Но у жизни были свои планы».

Именно такой стала война в нашей семье. Она разрушила все, не думала о счастье, принесла смерть и лишения, голод и холод. Сначала погиб прапрадед Михаил, потом — жена Анна, потом — один за другим  его дети. Одна Юленька оказалась сильнее всех. Вечерами моей маме она рассказывала о том, что было. Часто плакала, жалела о том, что не могла помочь. И до конца своих дней мечтала побывать на месте захоронения отца. Могилы братьев, сестер, мамы она знала. Могилу отца — нет. Не сбылось. Сначала не давали сведений, затем не хватало каких-то документов, а после Юлия Михайловна сама уже не могла никуда ехать.

Я не видела живыми свою прабабушку Юлию, тем более прапрадеда Михаила и прапрабабушку Анну. Старые фотоснимки практически не сохранились. Не было у моего прапрадеда ни медалей, ни наград за участие в войне. Все, что осталось от моих предков — это рассказы бабушки и мамы и тихая, семейная память. А так жаль. Обнять бы их всех, прижать к груди, наплакаться, пожалеть.

Сегодня в мире тоже не все спокойно. В отделившихся от России при распаде СССР союзных государствах нет-нет да и вспыхивают военные конфликты. Сначала — революция в Грузии, теперь — война на Украине.  Опомнитесь, люди! Что ж вы делаете с собой? Вы за что воюете? Власть, деньги, территории, национальность? Не надо сравнивать эти понятия с человеческой жизнью. Нет её ценнее!

Великая Отечественная война была во спасение от фашизма, ради мира на Земле. Тогда не делились на русских и нерусских. Одинаково защищали и Россию, и Украину, и Белоруссию. Теперь мы можем только хранить память о наших воинах-героях! У каждого была одна война, вошедшая в каждую семью и принесшая горе и страдание.

Посмотрите на ветеранов! Их так мало осталось! Спросите, пока есть время, что они вынесли с той войны. Кроме нашего поколения не будет ни у кого такой возможности. Поблагодарите их, пожмите им руки. Гордитесь и помните!

Зайцева К.

Невыдуманные истории

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Проект «Победа в каждом из нас» ждет ваших историй на адрес электронной почты pobedavnas@mail.ru. Обязательно укажите ваши ФИО, возраст и контактный номер телефона. Победные истории ваших семей мы ждем в виде рассказа. Фотографии и копии документов приветствуются. Задать вопросы можно по телефону в Барнауле (3852) 36-80-73 или 963-576-75-55