Мой прадед Тонких Павел Филиппович

Тонких   Павел  Филиппович родился 25 марта 1917 года  в поселке  Тамбовский Шемонаевского сельсовета  Баевского района. Павел Филиппович ушел из жизни 11 апреля 1984 года.         

Павел Филиппович Тонких, «коренной» уроженец Баевского  района, родился в поселке Тамбовский  Шемонаевского сельсовета. Перед войной, сразу после окончания семилетки, успел поработать старшим пионервожатым и учителем в Паклинской, Верх-Чуманской,  Верх-Пайвинской  и Баевской школах. Заочно учился в Каменском педучилище.

В сентябре 1938 года он был призван  в ряды Красной Армии.Срочную службу проходил на Дальнем Востоке, был стрелком 94-го стрелкового полка 31-ой Гвардейской  дивизии.

Великая Отечественная война перечеркнула мирную биографию моего прадеда. Войну встретил в  должности заместителя политрука роты.        

Уже в сентябре 1941 года их дивизию перебросили на Карельский фронт. В боях с карело-финскими оккупантами прошел для Павла Филипповича самый тяжелый начальный этап войны с  1941 по1942 год. В это время он был политруком  3-й минометной роты своего 94-го стрелкового полка, слушателем курсов политсостава, заместителем командира роты по политчасти.

В  мае 1943 года Павла Филипповича Тонких направили на переподготовку в Соликамское танковое училище. А с августа 1944 года  он вновь на фронте, но уже в ином качестве — старшего механика-водителя тяжелого танка в 385-ом самоходном  артиллерийском полку 3-ей танковой армии 1-го Украинского фронта. Их часть принимала участие в прорыве  последнего оборонительного рубежа фашистов на Зееловских высотах и штурме Берлина.       

Воспоминания моего прадеда из дневника, который он вел всю войну, и из статей местной районной газеты «Голос хлебороба».

«В ночь на 16 апреля был объявлен приказ командования о переходе в наступление. Получила боевое задание и наша рота тяжелых танков. Будучи парторгом, я собрал  коммунистов  и  комсомольцев.  Вместе с командиром подразделения гвардии капитаном Емельяновым были обсуждены задачи в предстоящем бою.

Затем провели митинг, на котором присутствовали все танкисты роты. Такие же митинги прошли во всех полках.   Солдаты, сержанты, офицеры поклялись выполнить приказ Родины, добить фашистского зверя  в его собственной берлоге.

В предрассветных сумерках заговорила наша артиллерия, вступила в работу авиация. Вражеский передний край  потонул в грохоте, огне и дыме. Таким запомнилось мне это хмурое утро, когда началась историческая берлинская операция.

За три минуты  до атаки сотни зенитных прожекторов и тысячи  танковых фар неожиданно ударили в глаза обороняющихся. Это было потрясающее зрелище. Снопы нестерпимо яркого света  ослепили немцев, до минимума снизили прицельность огня, парализовали их оборону. Враг на какое-то время оглох, ослеп, растерялся.

— Вперед, за Родину!- прокатилось, как эхо, по нашему переднему краю.

Рванулись с места бронированные машины, огнем и гусеницами сметая все на своем пути. Двинулась лавиной вся третья  танковая армия  под командованием  Маршала бронетанковых войск П.С.Рыбалко.  Поднялась пехота, устремляясь вперед.

Удар был такой силы  и обрушен так неожиданно, что фашисты  не выдержали и, бросая раненых, оружие, снаряжение, в панике побежали. Опомнились они несколько позже, когда мы уже прошли первую линию окопов. Стал нарастать прицельный огонь, выползали  из укрытий  хваленые «тигры» и «пантеры».

Мы с  ходу ворвались  в гущу  вражеских машин, наш экипаж  подбил  два тяжелых  фашистских танка. Два «тигра» также  запылали  от  меткого огня моего друга  и земляка Ивана  Семеновича Балакина, его экипаж шел вровень с нами.

Вдруг резкий удар, яркая вспышка, и машина остановилась. Прямым попаданием  снаряда  разбита гусеница.

Не так-то просто  заменить гусеницу в спокойных условиях, а в бою еще труднее. Не знаю, чем бы кончился для нас этот день, если бы  не пришел на помощь Балакин  Иван Семенович. Он загородил своим танком нас и, ведя  огонь по врагу, дал возможность исправить повреждение. До вечера, пройдя с боями несколько километров, мы уничтожили  еще один танк  и противотанковую пушку. Жарко пришлось всему экипажу: наводчику Михаилу Былбасу, младшему механику Николаю Николаеву, заряжающему Александру Клюеву и мне, механику-водителю. Теперь кажется чудом, что, попав в такой переплет, никто из нас не был даже легко ранен.

За этот бой Клюев, Былбас  и Николаев были награждены орденами Славы, а  я — орденом «Отечественной войны» 1 степени.

17 апреля схватка продолжалась со всё  возрастающим  ожесточением. Фашисты отчаянно сопротивлялись, бросая в бой свежие пехотные и танковые части. Даже дальние подступы к Берлину, особенно Зееловские  высоты, были заранее укреплены для долговременной обороны.

Однако никакие укрепления не могли сдержать наступательного порыва советских войск. Обойдя с севера г.Зеелов,  наш шестой танковый корпус, а за ним пехота ворвались на Зееловские высоты.

Пала высота Гребна, сильнейшая укрепленная точка немцев на подступах к их столице. Впереди — Берлин.

Нелегко давалась нам эта победа. Наша  рота  потеряла несколько танков. Геройской смертью погибли мои земляки лейтенант Балакин, старший лейтенант Носырев, не досчитались мы многих своих товарищей. Я очень сильно переживал смерть своих друзей- однополчан, ведь только благодаря им наш танковый экипаж  спасся и продолжал громить врага.     Начиная с 20 апреля, наступательные бои не прекращались ни днем, ни ночью. Маневрируя, мы обошли сильно укрепленные  позиции, овладели городами  Котбус и Цоссен, форсировали глубоководный канал Тельтов и вышли  к юго-западной окраине  Берлина.

И вот мы в Берлине! Сюда рвались все наши воины, кто мог передвигаться. Раненые ни за что не хотели уходить в тыл. «Вот возьмем рейхстаг,- говорили они,- тогда можно будет отдохнуть и подлечиться, а сейчас – вперед, только вперед!»

С боем брали каждый дом, каждый этаж. Смертельные схватки возникали то  на крышах домов, то в подвалах. На одном из перекрестков в наш танк вновь ударил снаряд. Опять ремонт под градом пуль и осколков.

Машину удалось «подлечить», но получили тяжелые ранения  мои славные друзья- однополчане  старшина  Михаил Былбас и Николай Николаев. Пришлось их отправить в госпиталь, я был контужен, но решил остаться в строю.Получив пополнение вместо выбывших из строя товарищей, экипаж повел свой танк на врага. Когда над рейхстагом взвился красный стяг, водруженный руками советских воинов, мы радовались, как  дети. Это было не только знамя нашей  военной победы, это был светлый символ  надежды, символ свободы и счастья всех народов!

2 мая 1945 года берлинский гарнизон прекратил сопротивление, а через шесть дней  представители германского командования подписали  акт  о безоговорочной капитуляции. Это была окончательная победа над фашизмом! Газету « Знамя Родины» за 9 мая «О безоговорочной капитуляции Германских Вооруженных сил» я храню до сих пор в память о дне, когда закончилась война».

Не забыть мне этой даты,
Что покончила с войной,
Победителю - солдату
Сотни раз поклон земной!
                                 П.Ф.Тонких, 
Гвардии старший техник запаса. с.Баево.

В период Великой Отечественной войны мой прадед  Павел Филиппович был награжден  орденами Отечественной войны  1 степени от 4 февраля 1945 года , 2 степени от 18 июня 1945 года и орденом  3 степени шестым  корпусом  3 –ей танковой  армии Украинского фронта, медалями «За взятие  Берлина» и « За освобождение Праги».

Имеет благодарности  за форсирование рек Одер, Несс, Ниди, за взятие Берлина и за освобождение Праги. «Однажды  прадеда и его однополчан  засняла кинопередвижка, бойцы очень радовались, ведь письма писать  на войне некогда, а это своеобразный «привет» домой с фронта».

Время неумолимо, с каждым днем ветеранов- фронтовиков становится все меньше. Вот и прадедушки моего давно уже нет в живых, он ушел из  жизни, оставив мир на земле. Иногда я с мамой и папой ходим в мемориальный парк Победы, что расположен в центре с. Баева, и  вижу 9 обелисков.

Маленький район, затерянный в краю березовых околков и озер с населением всего 14 тысяч 400 человек, дал стране 9 Героев Советского Союза!       

Я лично очень ими горжусь, а еще для себя считаю своего прадедушку тоже  героем, ведь, дойдя до Берлина, он спас  очень много людей от смерти.

В День Победы ежегодно  на площади   села Баево  чествуют  ветеранов В.О.В., преподносят  им живые цветы. Но мне всегда немного грустно, среди них нет моего героического прадедушки. Он ушел из жизни  11 апреля 1984 года.  Все село пришло его проводить  в последний путь, состоялся митинг. Много теплых слов было сказано  о прадедушке. Вечная ему память!

Моя бабушка  Надежда Павловна Калягина  рассказывала, что Павел Филиппович  во время митинга стоял несколько лет подряд со знаменем  у обелиска Славы, от лица всех фронтовиков — баевцев  именно ему была оказана такая честь.

Она показала мне старый альбом с фронтовыми фотографиями Павла Филипповича, военный планшет политрука, с которым он прошел всю войну, дневник, который  он вел до самой Победы, и папку- развертку, где на красном материале приколоты  три ордена « Отечественной войны», орден «Красной Звезды», 4 медали: «За отвагу», «За взятие Берлина», «За  освобождение Праги», « За победу над Германией», полученные на войне,  медаль «За освоение земель» и  4 юбилейных   медали.

«Удивительный он был человек, прошел через такую «мясорубку» и остался  добрым, сердечным до конца своей жизни»,- рассказывает  моя бабушка, а на глазах  дочерние слезы памяти.  

Автор: Калягина Александра Витальевна, 11 лет, г.Бийск , МБОУ «СОШ № 5»

Невыдуманные истории

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Проект «Победа в каждом из нас» ждет ваших историй на адрес электронной почты pobedavnas@mail.ru. Обязательно укажите ваши ФИО, возраст и контактный номер телефона. Победные истории ваших семей мы ждем в виде рассказа. Фотографии и копии документов приветствуются. Задать вопросы можно по телефону в Барнауле (3852) 36-80-73 или 963-576-75-55