Рахимов Варис Сафиулович

Материалы книги «Дети войны — духом сильны» под общей редакцией Барнаульской городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.

Рахимов Варис Сафиулович родился 1 апреля 1927 года в Барнауле.

В локомотивном депо на ст. Барнаул известен своими трудовыми и спортивными достижениями. В паре с машинистом Сибиряковым, единственные в крае, стали мастерами спорта по альпинизму. Вот как это было: альпинисты выбирают объект восхождения на грани своих возможностей, всегда ставят предельные, а чаще – запредельные цели. Такими были товарищи по восхождениям, первые на Алтае мастера спорта СССР по альпинизму, барнаульцы Варис Рахимов и Виктор Сибиряков. В начале 50-х годов
прошлого века они в составе совместной советско-китайской экспедиции предприняли первую попытку покорения высочайших вершин мира.

Барнаульские железнодорожники Варис Сафиулович Рахимов и Виктор Прокопьевич Сибиряков: Варис работал мастером локомотивного депо станции Барнаул, Виктор – машинистом тепловоза. Каждый на своём рабочем месте, они были профессионалами, хорошо трудились на благо железной дороги. Но успевали заниматься спортом и здесь добились самых высоких результатов. Достижения в альпинизме показали спортсмены, попавшие в горы случайно. Дело было так: в качестве поощрения за успешное участие в соревнованиях профсоюз наградил их путевками в альпинистский лагерь Талгар. Рахимов и Сибиряков впервые оказались на Тянь-Шане в 1953 году. С тех пор – неразрывно вместе, в одной связке. Они оставили борцовский ковер, связав дальнейшую спортивную жизнь с горами. В активе Вариса Рахимова и Виктора Сибирякова восхождения на вершины, которым могли бы позавидовать современные альпинисты: два семитысячника за рубежом, на территории Тибета, а также памирские семитысячники –
пики Ленина и Коммунизма. За траверс памирских верши Ленинград и Абалакова они удостоены серебряных медалей чемпионата СССР по альпинизму в классе высотных восхождений. Стремительный спортивный рост: о физической силе и силе духа парней с Алтая в альпинистском мире слагались легенды. Рахимов и Сибиряков, выезжая в альплагеря Тянь-Шаня, Кавказа, буквально на второй год занятий получили удостоверения инструкторов и попали в поле зрения ведущего тогда в стране тренера по альпинизму Кирилла Кузьмина (известного строителя гидростанций). Именно тогда возникла идея совместной советско-китайской экспедиции на Эверест. Гималаи тогда еще только осваивались европейскими альпинистами.

Варис Рахимов и Виктор Сибиряков под руководством москвича Евгения Белецкого участвовали в советско-китайской экспедиции на Памир со стороны Тибета. Утвержден состав советско-китайской экспедиции, разработана программа подготовки. Непосредственная подготовка участников началась в феврале 1956 года на специальных сборах в нашей стране и в Китае. Большое внимание уделялось общефизической подготовке и восхождениям в зимних условиях. Заключительные совместные сборы были организованы в июне в Приэльбрусье. Все участники экспедиции поднялись на высочайшую вершину Европы – Эльбрус.

Восхождение на высочайшую вершину мира было запланировано на 1959 год. На подходах к Эвересту был разбит базовый лагерь, даже сделали заброску снаряжения, но в Тибете разразилась гражданская война, которая помешала осуществить задуманное. Советские альпинисты были отозваны из группы, про покорение высочайших вершин мира пришлось забыть на 30 лет.

О своей жизни и работе на железной дороге рассказывает Варис Сафиулович:

«Вы не представляете, как я хотел быть паровозным машинистом!

Бегал на переходной мост, стоял там часами, глядя, как по станции снуют паровозы с вагонами.

А уж как загудит паровоз, отправляясь в дальнюю дорогу, так и сердце ёкнет. Ждал с нетерпением, когда можно будет тоже так вот выглядывать из будки и свистеть большим гудком. Жилось нам тогда очень трудно. Мать уборщицей работала, старший брат только начал свой трудовой путь, сестра сельхозинститут оканчивает. Отец помер ещё в тридцать седьмом. Перед войной и так-то всем тяжело было, а нам и того хуже. А война началась, брата призвали на фронт. Тогда, после шести классов, подал я заявление в железнодорожное училище на помощника машиниста паровоза. Одел форму с ремнем, на котором были две буквы «ЖУ». Шинель дали, в столовую строем водили. Со мной в группе учились Витя Сидельников, Седов Виктор. Они потом машинистами стали, а мне тогда лет не хватило. В 1943 году, к выпуску из училища, мне только исполнилось шестнадцать. Вот и послали меня тогда слесарем на промывку паровозов.

Мастером там был в то время Михаил Иванович Казанцев, а бригадиром – Нестеров Сергей Иванович. В бригаде было шесть человек. Кто на ходовой работал, причём каждый со своей стороны, кто котельщиком.

А меня отдали на учёбу к Чернову Михаилу Ивановичу на арматуру. Ремонтировать вентили, водяные и паровые трубопроводы, инжектор. И знаете, как мне повезло! Михаил Иванович был мастер своего дела. Никогда не делал работу как-нибудь, и меня этому учил. Много я от него взял. А ведь всё тогда делали вручную. И притирали, и сальники набивали.

А снять и поставить инжектор даже вдвоём было тяжело. Вон он какой тяжеленный. И всё, как говорится, «на пупу». Уставал страшно как. А кормили нас по карточкам.

В столовую придёшь, а там суп с капустой и ни одной жиринки. Вроде бы и поел, а в животе пусто. Хлеба и то давали всего 800 грамм. Вроде и много по нынешним меркам, а если учесть, что мы тогда были вечно голодные, а от столовского супа толка не было, эти 800 грамм на сутки было просто пустяк.

Железная дорога была тогда военизирована и, значит, подчинялась законам военного времени. Помню, говорили, что даже своя гауптвахта была. Работали тогда без выходных и отпусков. Смена была по выпуску паровоза. Порой, если не успевали сделать промывку за смену, оставались до тех пор, пока паровоз не сделаем. Иногда даже ночевали прямо в цехе. Спали на грязном тряпье. Нас, пацанов из училища, рабочие жалели. Но саму работу надо было делать качественно. У меня по арматуре никогда не было брака. Старался, как мог. Помню, остановил меня заместитель по ремонту, Комин Владимир Михайлович, и спрашивает:

«Как работаешь? Что делаешь сам?» – Говорю: «Всё делаю сам». – «А разряд у тебя какой?» Я отвечаю: «Третий». – «Почему третий? На арматуре должен быть минимум пятый. Вот что, Бориска. Делай свою работу, а я приду, проверю. Это как пробная работа на разряд будет. Давай, старайся».

Сделал я всё как положено, а сам робею. Вдруг где что не так сделал? А потом вызывают меня в кадры, тогда там Попов Владимир Порфирьевич работал, и дают расписаться за пятый разряд. Не обманул меня Комин. Спасибо ему. Для меня это было большое дело. Значит, мне доверяют и ценят мой труд. Или вот ещё помню, уже в конце войны, весной 1945 года, выпустили мы паровоз из промывки. Бригада его заправляет под депо, а мы смотрим, вдруг где «запарит». Тогда там подтянешь, или ещё что подделаешь. Но делать ничего не надо, всё было хорошо. Смотрим, подходит начальник депо Дементьев Иван Александрович. Вроде обычное дело. Тогда начальник депо не раз за день пройдёт, посмотрит, как работа идёт. А тут он спрашивает,
кто, мол, такой Рахимов Борис Савельевич? Так меня в депо называли на русский манер.

Я даже обомлел. Неужто где промашку дал? Вроде не было такого за мной. Я, говорю, Рахимов. А «дядя Ваня», так мы его за глаза звали, спрашивает, почему я на собрания не хожу? Надо, мол, ходить. И вынимает из кармана конверт. Вот, говорит, тебе за хорошую работу. «Так вот и работай всю жизнь, Бориска. Честно и хорошо. Молодец ты, сынок». Меня даже потом прошибло от его слов. Дядя Ваня обычно слова лишнего не скажет, а тут целая речь. А главное что меня тогда поразило: сам начальник депо нашёл время найти какого-то пацана и принести эту премию.Мало того, сделал это при всех и меня назвал по имени и отчеству.

Много лет прошло с тех военных пор. Я и мастером стал, и награды за свой труд меня не обошли, и почётом пользовался, а тот самый конверт с пятьюстами рублями до сих пор помню».

За свой более чем полувековой труд и спортивные достижения награждён: Орденом Знак почёта, медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда», юбилейными медалями, знаком «Почётному железнодорожнику СССР» другими отраслевыми знаками МПС, многочисленными Почётными грамотами руководства железной дороги, района, города и края, многократный победитель Социалистического соревнования, Заслуженный мастер спорта, член сборной СССР по альпинизму.

Автор: Рахимов Варис Сафиулович

Невыдуманные истории

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Проект «Победа в каждом из нас» ждет ваших историй на адрес электронной почты pobedavnas@mail.ru. Обязательно укажите ваши ФИО, возраст и контактный номер телефона. Победные истории ваших семей мы ждем в виде рассказа. Фотографии и копии документов приветствуются. Задать вопросы можно по телефону в Барнауле (3852) 36-80-73 или 963-576-75-55