Муравьева Мария Ивановна

Материалы книги «Дети войны — духом сильны» под общей редакцией Барнаульской городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.

Муравьева Мария Ивановна родилась 12 ноября 1928 года в селе Парфеново Алтайского края.

Училась в 105 школе города Барнаула. Закончив в 1948 году школу, Мария Ивановна поступает в Барнаульский педагогический институт по специальности «преподаватель русского языка и литературы». В 1952 году по окончании института 2 года работает преподавателем в родной 105 школе, а в 1954 году при открытии Барнаульского индустриального техникума (ныне Алтайский государственный колледж) переходит на работу в качестве преподавателя. Марии Ивановне присвоены звания «Заслуженный учитель РФ», «Ветеран труда». Находясь на заслуженном отдыхе, она безотказно помогала студентам в подготовке для поступления в высшее учебное заведение.

«О том, что началась война с Германией, я, 12- летняя девочка, узнала по радио, которое было закреплено не то на дереве, не то на высоком столбе в пионерском лагере, где я проводила свои летние каникулы. Этот лагерь был открыт для детей работников ВРЗ, он располагался в лесу, возле неглубокой речушки, километрах в 18-20 от Барнаула в сторону Новоалтайска. Голос диктора раздавался по всему лагерю и был таким волнующим, тревожным, что все побросали свои шумные игры и окружили плотно этот столб. В наступившей тишине зазвучали ужасные слова о вероломном нападении гитлеровской Германии на нашу Родину и утешающие, горделивые: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» Да в этом никто и не сомневался; но все равно всеми нами овладело чувство страха, как будто война была где-то рядом и нужно было что-то делать немедленно. Я не помню, что мы делали, о чём говорили. Все чего-то дали. И тут ко всем детям (ведь было воскресенье) начали приезжать родители из города, многих забирали домой, в том числе и меня (приехал папа). Наверное, так было спокойнее.

Я помню, что о возможности этой войны, а вернее, нападения Германии на СССР, я слышала из разговоров своего отца с мужчинами-соседями. Они говорили, что «германцы» обязательно нападут на нас. Я, конечно, ничего тогда в политике не понимала, но, тем не менее, повзрослев и услышав официальную точку зрения руководства нашей страны о том, что нападение Германии было вероломным, неожиданным, я вспомнила беседы простых людей (мой отец работал фрезеровщиком на ВРЗ, его друзья-соседи были тоже рабочими), которые были полны тревожного ожидания, беспокойства за свои семьи, детей, как бы не верили в договор с Германией о ненападении.

И вот война вошла в каждый дом, даже если немцы не приходили в Сибирь и в другие места СССР. Жизнь круто изменилась. Почти из каждой семьи на фронт ушли мужья, сыновья, братья, а мальчики и девочки пошли работать на завод. С продуктами и раньше было неважно, тут же стало совсем плохо: их надо было экономить, запасать для фронта. Ввели карточки. Всегда хотелось есть… Тот хлеб, который мы получали (300 гр. на неработающего), был низкого качества, но казался нам все равно вкусным. Его всегда не хватало. Чтобы получить его в магазине, к которому мы были прикреплены, надо было занимать очередь с вечера и караулить ее всю ночь; бывало, если же ты отошел и не поспел к пересчёту очереди (а это за ночь делали несколько раз, хотя зачем? куда ты уйдешь, не получив хлеба?), то тебя не пустят на свой номер ни за что. Так что мы, подрастая, проводили ночь возле магазина (это летом), а днём отсыпались. Получив хлеб с довесочком, несла его домой, мучаясь, т.к. очень хотелось его съесть. Но дома была строгая мама, малолетние братья и больной отец – инвалид труда, получивший серьезную травму на заводе, после чего не работал и оправиться окончательно не смог: он умер в 1944 г. в возрасте 45 лет, не дожив до Победы. Я помню свою мечту, чтобы на столе стояла тарелка, полная хлеба, и я могла его съесть, сколько хочу. Конечно, это время настало, но от войны осталось бережное отношение к хлебу на всю жизнь.

Изменения произошли и в другом. 105-я школа (ныне это колледж), куда я пришла учиться в 1936-1937 учебном году и окончила 5 классов, была преобразована, чтобы готовить там рабочие кадры – стало спецучилище. Нас, ребятишек, перевели в одноэтажное деревянное здание бывшего завкома ВРЗ, где я закончила 6-й класс. Через 1 год мы вернулись в новенькое, только что построенное двухэтажное здание рядом с бывшей школой. В 50-е годы был достроен ещё один (3-й) этаж. А я в это здание 105-й школы пришла работать после окончания пединститута в 1952 году учителем русского языка, истории и литературы. 50-е годы – это всё ещё годы голода, нищеты, которые преследовали моё поколение долго. Но мы были молоды, энергичны, веселы и радовались жизни, а главное – верили в светлое будущее, и это скрашивало довольно бедную жизнь. Мы были воспитаны патриотами своей страны, старались хорошо учиться и работать хорошо.

Была ли я счастлива тогда, в годы войны, и в послевоенные годы?.. Да, да. Если бы война не кончилась в 1945-м году, когда мне было 16,5 лет, я бы пошла на фронт; у меня уже появилась профессия: парашютист-укладчик, я уже прыгала с парашютом, но, слава Богу, на войну не успела. Мой год рождения 1928-й – это первый год, который не был призван на фронт. Я очень много читала, в войну слушала все сводки от Совинформбюро, радовалась, когда наша армия освобождала советские города и сёла от оккупации фашистов; читала статьи А. Толстого, И. Эренбурга, которые рассказывали о зверствах фашистов на оккупированных территориях, любила стихи К. Симонова, особенно «Жди меня», «Убей его».

В 1950-м году я вышла замуж за своего ровесника, мы были людьми одного поколения, одних взглядов, интересов, вкусов. И мы любили друг друга, прожив более 50 счастливых лет. Теперь его уже нет… Годы идут… Сейчас я уже трижды прабабушка и мечтаю о том, чтобы мои внуки-правнуки никогда не узнали войны, а это значит, не почувствовали боли от потерь любимых людей, не испытали горя и страданий, голода и разорения. Наверное, День Победы так и останется навсегда самым любимым праздником для нашего народа».

Автор: Муравьева Мария Ивановна

Невыдуманные истории

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Проект «Победа в каждом из нас» ждет ваших историй на адрес электронной почты pobedavnas@mail.ru. Обязательно укажите ваши ФИО, возраст и контактный номер телефона. Победные истории ваших семей мы ждем в виде рассказа. Фотографии и копии документов приветствуются. Задать вопросы можно по телефону в Барнауле (3852) 36-80-73 или 963-576-75-55