Мальченко Леонид Петрович

Материалы книги «Дети войны — духом сильны» под общей редакцией Барнаульской городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.

Мальченко Леонид Петрович родился 11 августа 1927 года на Украине в городе Глухов.

С переездом родителей в город Харьков начал обучаться в школе. В связи с эвакуацией завода, где работали его родители, в Ульяновскую область, поселок Калинина, Леонид Петрович продолжает обучение в школе. Свою трудовую деятельность он начал с 14 лет. В 1947 году закончил школу рабочей молодежи. После войны семья переезжает в город Барнаул, где Леонид Петрович поступает в Машиностроительный институт (ныне Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова) по специальности «инженер-механик по тракторостроению». По окончании института работает на заводе «Трансмаш» в конструкторском бюро. Далее свою профессиональную деятельность инженера-конструктора продолжает на моторном заводе.

В 1962 он заканчивает Уфимский электротехнический институт по специальности «инженер-электрик».

В 1969 году на территории завода открывается Барнаульский вечерний моторостроительный техникум, куда Леонида Петровича приглашают работать преподавателем электротехнических дисциплин. Награжден медалями «Ветеран Великой Отечественной войны», «Ветеран труда».

22 июня 1941-го года Леонид Петрович помнит отчетливо: «Накануне мы с матерью, я и брат, находились в гостях у бабушки. Меня с утра отправили на рынок купить керосин. Пункт продажи керосина открывали около 12 часов дня, и возле него собиралась довольно солидная очередь. По радио передали выступление Молотова, в котором сообщалось о нападении фашистов на нашу страну. Это сообщение у слушателей вызвало разные чувства. У меня, например, это вызвало эйфорию. Тем более, накануне в кинотеатрах демонстрировался фильм «Если завтра война», ярко показывающий мощь Красной Армии. Через весь фильм проходила мысль: «Мы войны не хотим, но себя защитим, оборону крепим мы недаром и на вражьей земле мы врага разгромим малой кровью, могучим ударом!»

Мысль о непобедимости Красной Армии поддерживали литература и газеты. Книги Шпанова «Первый удар», Абимова «Тайна двух океанов», Казанцева «Пылающий остров» этому пример.

Мне (как, я думаю, и другим мальчикам) хотелось отправиться на фронт и принять участие в уничтожении врага. Через 2 дня отец ушёл на фронт – и все хозяйственные мужские обязанности он возложил на меня, а мне ещё не было и 14 лет. Дальше была эвакуация из Харькова в эшелонах с демонтированным оборудованием швейной фабрики им. Тенокова, на которой работала моя мать. Эвакуация проходила 25 сентября 1941-го года. Вечером под бомбёжкой, прижимаясь к домам, я, брат и мама пробирались по пустынным улицам к месту посадки. Отправлялись ночью. Уезжая из Харькова, я думал, что это ненадолго. Думал, что к Новому году мы вернёмся, а вышло иначе. Только через 10 лет я попал в родной город, во время преддипломной практики, которую проходил студентом машиностроительного института в 1952-м году, точнее на ХТЗ (Харьковский тракторный завод).

Ехали мы долго, часами стояли на полустанках. В пути пережили 4 бомбёжки. Через 3 недели прибыли на станцию Чуфарово Ульяновской области. Через 2 недели добрались до пункта назначения. Это рабочий посёлок Калинино-Языково, где была фабрика по производству сукна. На четвёртом и третьем этажах фабрики оборудовали 2 цеха эвакуированной фабрики: закройный и пошивочный. Тут на месте изготавливали обмундирование для Красной Армии.

С декабря 1941-го года на фабрике началась моя трудовая деятельность в закройном цеху резчиком кроя. Технология резки кроя шинелей была следующей: параллельно друг другу стояли два стола длиной 8 метров, шириной 2,5 метра. На поверхность стола укладывалось послойно сукно, обычно 10-16 слоёв. Затем сверху сукно накрывалось трафаретом (клеёнка с отверстиями), и девушки поверх клеёнки наносили измельчённым мелом изображения деталей шинели. После рисунка кроя на сукне мы – нас было двое мальчишек – подносили к столу машинки для резки кроя. Машинка представляла собой платформу на роликах, на каждой был укреплён стояк с электродвигателем. В стояке двигался нож, вес машинки был около 16 кг. Наша задача состояла в том, чтобы вырезать крупные детали – спинку и полы, а остальные детали вырезались на ленточной пиле. Работали мы по 12 часов в смену. За смену так натаскаешься с машинкой, что не чувствуешь ни рук, ни ног. Скорей бы уснуть и отдохнуть.

Через год, в декабре 1942-го года, нас нашли родственники: мать и сестра моей матери, ранее эвакуированные из Харькова в Сталинград с заводом ХТЗ, а затем в Барнаул. Нам прислали вызов, и таким образом я попал в Барнаул, где с осени 1942-го года на базе эвакуированных заводов ХТЗ, СТЗ (Сталинградский тракторный завод) и С-10 (Ленинградский завод) начал строиться завод №77 – наш завод транспортного машиностроения «Трансмаш». С марта 1943-го года я начал работать на этом заводе слесарем-расточником в цехе №110 на участке шатуна.

Школу я окончил в 1947-м году, затем институт с/х машиностроения в 1952-м году. С 1972-го по 1990-й работал преподавателем электротехники в БВМТ, где директором был В. А. Невский. 4 года работал зам. директора по УВР. Вот такое мое «военное» детство!»

Автор: Мальченко Леонид Петрович

Невыдуманные истории

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Проект «Победа в каждом из нас» ждет ваших историй на адрес электронной почты pobedavnas@mail.ru. Обязательно укажите ваши ФИО, возраст и контактный номер телефона. Победные истории ваших семей мы ждем в виде рассказа. Фотографии и копии документов приветствуются. Задать вопросы можно по телефону в Барнауле (3852) 36-80-73 или 963-576-75-55