Немечкина Алла Михайловна

Материалы книги «Дети войны — духом сильны» под общей редакцией Барнаульской городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.

Немечкина Алла Михайловна родилась 9 мая 1936 года в г. Барнауле.

Мне было 5 лет, когда началась война. Наша семья жила тогда в Украине, в Запорожье. В Украину уехали в мае 1941 года посмотреть условия жизни. Там жил родной брат моей бабушки, Самуил Алексеевич с семьёй, и он очень хотел, чтобы наша семья перебралась на постоянное место жительства из холодной Сибири в благодатную Украину. Дед Самуил жил в Запорожье на улице Зелёный Яр в частном доме со всеми удобствами. Рядом с домом был большой фруктовый сад.

В самом начале войны моего отца, Аглентинова Михаила Алексеевича, призвали в армию, дед Самуил ушёл в партизаны, а мы решили вернуться в Барнаул, где жили до переезда в Украину.

Помню момент отъезда. Очень много народу, все плачут, мы сидим на телеге. Соседи нам говорят: «Куда же вы поедете, ведь рядом линия фронта, все погибнете».

Мама, Полина Максимовна, и бабушка, Варвара Алексеевна, после некоторых раздумий решили остаться. Лошадей распрягли и вернули соседям, так как своих у нас не было.

Мама, две моих бабушки, дядя Витя (1929 г. р.), две дочери Самуила Алексеевича, я и мой трёхлетний брат Толя всю войну прожили на оккупированной территории.

Самое страшное впечатление войны – бомбёжки и вой сирены перед ними. Во время бомбёжек мы прятались в бомбоубежищах. Они были большими, разделёнными на секции, где могли разместиться жители многоэтажного дома.

Ещё одно жуткое воспоминание о войне связано с отправкой девушек в Германию. Из нашей семьи в Германию была отправлена тетя Тоня, дочь Самуила Алексеевича. Домой она вернулась хромая уже после войны. Когда молодёжь загружали в товарные вагоны, на перроне и в вагонах все рыдали и выкрикивали имена родных. Девчонки пронзительно кричали: «Мама, мамочка, спаси!»

Мама во время войны работала осмотрщиком вагонов на железной дороге. У неё был молоточек, которым она простукивала колёса вагонов. Когда она устроилась на работу, мы переселились в другой дом.

Недалеко от дома располагался военный городок, в котором до войны располагался 91 Уральский полк, а во время войны жили немцы.

В годы войны сильно голодали. Хлеб выдавали по карточкам. Мы, ребятишки, свою дневную норму съедали сразу, так как остановиться не было сил. Старались не обронить ни единой крошечки. Когда голод становился невыносимым, ходили к немецким кухням и, стоя вдалеке, ждали, когда солдаты поедят и нам отдадут остатки пищи из котла.

В начале лета добывали себе пищу в овощехранилище. Оно тоже было недалеко от дома. Немцы в это время начинали готовить хранилище для закладки нового урожая, и нам разрешалось порыться в гниющих овощах и что-нибудь выбрать для еды.

Сладостей мы в войну практически не видели. Иногда клянчили их у немецких офицеров: «Пан, дай цукер, пан, дай бом-бом». Изредка кто-нибудь из них бросал нам бумажную упаковку монпансье, в которой было 10 конфеток, но чаще всего мы на наши просьбы получали пинок под зад.

Осенью 1943 года, когда немцы отступали, взрослые и дети ушли в пригородный посёлок. В домах набралось так много людей, что трудно было дышать. Дети просили пить, есть, пописать, но родители боялись их выпускать, и до рассвета все сидели в домах, затаившись. Когда же осмелились выйти, немцев уже не было, а по трассе шли наши танки.

Люди от радости плакали, бросали солдатам цветы. Ребятишек, которые подбежали первыми, танкисты подняли на броню и медленно-медленно ехали и махали нам рукой. Это было счастье!

В 1947 году мы всё-таки решили вернуться на свою малую родину, в Барнаул. Все сразу уехать не могли, так как не было средств. Сначала в дорогу снарядили бабу Варю и меня. У бабы Вари было много комнатных цветов. Она продала их соседям. На эти деньги купили билеты на поезд и булку хлеба. Ехали долго, хлеб быстро закончился, и бабушка на вокзалах подбирала остатки еды около мусорных контейнеров, чтобы не умереть с голоду. Рыбные косточки обсасывали, а все хрящики пережёвывали и съедали.

В Новосибирске, во время пересадки, нам перепала белая булочка. Белый хлеб на вокзалах продавали только на детей. Чтобы купить хлеба побольше, некоторые предприимчивые люди «брали напрокат» чужого ребёнка, и в качестве благодарности одну булочку отдавали этому ребёнку. Белый хлеб был пределом наших мечтаний, и я бабе Варе всегда говорила: «Я вырасту, выучусь и буду кормить тебя только белыми булочками».

В Барнауле мы поселились у бабы Кати, бабушкиной сестры. Она же нам одолжила деньги на покупку своего жилья, когда в 1948 году на Алтай из Украины вернулись остальные члены семьи. Купили на посёлке Осипенко землянку. Пол земляной, русская печь, полати.

Когда вернулся отец с фронта, стали строить дом на улице Индустриальная посёлка Осипенко.

Отец работал машинистом, часто без выходных. Мама ночью не спала, чтобы отца вовремя разбудить, собрать и проводить его на работу в 4 часа утра. Начальную школу окончила на посёлке Осипенко. В пятый класс пошла в 105 женскую школу, которая находилась недалеко от Краевого дворца пионеров. В шестой класс я пошла в 78 вновь построенную школу на проспекте Коммунаров. Училась хорошо, посещала хоровой кружок. Я очень любила петь и всех ребят собирала по воскресеньям на репетиции.

После получения семилетнего образования в 8-10 классах училась в 34 школе. Эта школа располагалась на улице Матросова, 115 (потом там был онкологический центр).

После окончания средней школы поступила в Алма-Атинский педагогический институт имени Абая на естественно-географический факультет.

После его окончания год отработала в селе Краснокутское Краснокутского района Павлодарской области Казахской Советской Социалистической Республики.

В 1960 году вернулась в Барнаул. Сначала работала в 42 школе (она размещалась в здании на проспекте Красноармейском, где сейчас находится 86 школа), а в 1962 году устроилась работать во вновь открытую 55 восьмилетнюю школу учителем химии, где и проработала 42 года. Я отличник народного просвещения, ветеран труда.

Автор: Немечкина Алла Михайловна

Невыдуманные истории

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Проект «Победа в каждом из нас» ждет ваших историй на адрес электронной почты pobedavnas@mail.ru. Обязательно укажите ваши ФИО, возраст и контактный номер телефона. Победные истории ваших семей мы ждем в виде рассказа. Фотографии и копии документов приветствуются. Задать вопросы можно по телефону в Барнауле (3852) 36-80-73 или 963-576-75-55