Кашаба (Юшкова) Раиса Ивановна

Материалы книги «Дети войны — духом сильны» под общей редакцией Барнаульской городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.

Кашаба (Юшкова) Раиса Ивановна родилась 1 сентября 1935 года в селе Песковатка Дубовского района Сталинградской, ныне Волгоградской, области.

Село находилось в пятидесяти километрах от Сталинграда. Родители – отец И. В. Юшков и мать Р. П. Юшкова — работали в школе учителями. У меня ещё была сестра на два года старше меня и брат с 1939 года. Я мало что помню с этого довоенного времени. Запомнилось только, как катались с горы на катушках. Корзину заливали водой, дно замерзало, получались санки, которые были в нашем детстве. Ребятишек в селе было много, и поэтому было весело. В 1940 году семья переехала в село Оленье, что в 65 км от Сталинграда. Квартиру дали в школе, где мама стала работать заведующей, а папа вел физкультуру. Нам, детям, здесь нравилось больше. Рядом протекала речка, которая неподалёку впадала в Волгу. Мы купались, ловили рыбу майкой, завязывая с одной стороны, и радовались, когда попадалась рыба. Один берег у реки был обрывистый, там была сланцевая порода, похожая на шоколад. Вот этот сланец мы, дети, выкапывали, сосали, нам казалось, что было очень вкусно.

В июне 1941 года началась война, нарушилась вся наша жизнь. Было счастливое детство, а стало горе и слёзы.

Мужчин забирали на войну. Ушёл и наш отец. У меня до сих пор стоит перед глазами эта тяжёлая картина. Всех мужчин посадили на подводы и повезли, а мы все, дети, бежали за ними, пока они не скрылись из виду. Больше мы отца не видели, только сохранились его письма.

Старшая сестра училась в первом классе, а брату было около трёх лет.

Очень тяжело было матерям. Когда фашисты подошли к Сталинграду, было страшно и тяжело и взрослым, и детям. Село наше стояло на трассе, которая соединяла Сталинград и Камышин. По дороге движение шло и днём и ночью, перевозили военную технику и живую силу. Фашистские самолёты долетали и до нашего села. Это я хорошо помню до сих пор. Целый месяц мы ходили ночевать в погреб к людям, которые нас принимали. Мама запирала школу, и мы все шли спать в погреб. На землю стелили солому, сверху клали матрасы, тряпки. Кроме нас спали дети и женщины из соседних домов. Было сыровато, но от бомбёжки спасались. Один раз две бомбы фашисты сбросили на школу, но они не взорвались, ушли под землю и остались лишь воронки примерно 2х2 метра. Если бы упали на школу, от неё ничего не осталось бы.

А как горели пароходы на Волге! Никому нельзя было спастись. Сколько людей утонуло, никто не сможет назвать. В школе располагался штаб красноармейцев. Однажды налетели фашистские самолёты и дети – школьники вместе с мамой побежали в траншеи – окопы. А мама ещё успела вернуться за нами, но нас уже не было в комнате: нас с братом схватил под мышку командир и принёс в траншею. Самолёты летали над нами так низко, что мы видели, как смеялись летчики. Мы все пригнулись, а они по нам не стали почему-то стрелять. А потом улетели в сторону Сталинграда.

Дым от горевшего города доходил до нас. Через наше село пленных немцев вели, наверно, до Камышина. А когда останавливались на отдых прямо у дороги, мы, дети, несли солдатам поесть, кто что мог, и они брали. Многие немцы разбегались, убегали в камыши, где река была. Там часто слышалась стрельба.

В село с фронта привозили хоронить советских солдат, командиров, а мы, ребятишки, везде были и всё видели. Гробов не было, и тела заворачивали в шинели, опускали в общую могилу и забрасывали землёй, из ружей стреляли и всё. Без слёз это вспоминать нельзя.

Было очень трудно жить, но детей до трёх лет один раз в день кормили бесплатно, и моя сестра Вера водила братишку на обед.

В 1946 г. мама попросила, чтобы нас перевели в село, где была школа-семилетка. Так мы переехали в село Большая Балка. Я пошла учиться в 4-й, а сестра в 6-й класс. В 1947 году был страшный голод, который захватил и 1948 год. Такого голода даже в войну не было. Есть было нечего. Основной едой были жёлуди, что росли на дубе. Люди собирали их в мешки, потом вымачивали их в воде, сменяя воду несколько раз. Когда жёлуди становились белыми, их мяли и добавляли немного муки, у кого она была, а если не было, то пекли оладьи и без неё, из одних желудей.

Чтобы спасти детей школы от голода, мама писала письма о помощи, куда только могла. Помню, как однажды пришла посылка, а в ней пять килограммов муки. Как мы радовались! Небольшую часть муки разбавляли горячей водой, и получалась «болтушка». Её мама разливала ложкой по тарелкам, и мы с аппетитом друг перед другом её поедали, а потом ещё и вылизывали чугунок.

В селе Большая Балка в войну и после войны была птицеферма, где выращивали кур. Но кормов курам не хватало, и они гибли. Этих кур не выбрасывали, а работницы уносили их домой. На птицеферме работала мамина знакомая, которая предложила маме этих кур со словами, чтобы она не боялась кормить нас этим мясом, потому что ещё никто из работниц и их детей не умер и не заболел. Мама стала варить кур, а мы даже все косточки обгладывали и были рады, что сыты. Так постепенно пережили голод. Потом жизнь понемногу стала налаживаться.

Мне очень трудно об этом вспоминать, плачу. Нынешним детям трудно это представить, и пусть не коснётся их сия чаша горя.

Школу-семилетку я закончила в 1950 году и поступила в Дубовское педагогическое училище. В 1954 году по окончании училища стала работать в школе учителем географии в 5-7 классах в своей семилетней школе. Когда началась кампания по освоению целинных и залежных земель, написала заявление в Министерство просвещения РСФСР с просьбой оправить на целину. Так я оказалась на Алтае. Расходы по переезду были оплачены по КЗОТ.

Ровно 33 года отработала учителем начальных классов в Лебяжинской школе, ныне это средняя школа № 93 Центрального района города Барнаула. Ушла на пенсию в 60 лет. Трудовой стаж 41 год. Работая в школе, вела общественную работу. Двадцать лет была секретарём избирательной комиссии, депутатом Лебяжинского сельского Совета.

За добросовестный труд имею награды различного уровня.

Автор: Кашаба (Юшкова) Раиса Ивановна

Невыдуманные истории

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Проект «Победа в каждом из нас» ждет ваших историй на адрес электронной почты pobedavnas@mail.ru. Обязательно укажите ваши ФИО, возраст и контактный номер телефона. Победные истории ваших семей мы ждем в виде рассказа. Фотографии и копии документов приветствуются. Задать вопросы можно по телефону в Барнауле (3852) 36-80-73 или 963-576-75-55