Маня, Юля, Стюра…

Призыв на войну девушек прошел 21 ноября 1942 года. Их было шестеро:

  • Шабалина Мария Александровна 1923 года рождения, с. Усть-Тулатинка, образование 7 классов.
  • Поливаева Юлия Дмитриевна 1923 года рождения, с. Тулата, образование 7 классов.
  • Лобанова Анастасия Алеексеевна 1922 года рождения, образование 9 классов с. Усть-Тулатинка.
  • Баркалова Валентина Михайловна 1923 года рождения, образование 6 классов.
  • Кокорева Ефросинья Ивановна 1920 года рождения, образование 6 классов.
  • Янченко Александра Ивановна 1924 года рождения, образование 9 классов.

Итак, что удалось узнать о Шабалиной М.А. о которой не раз писали в газетах. В 70-е годы я была в командировке в Усть-Тулатинке, работая в РК ВЛКСМ. В местной школе был небольшой музей села, который оформила Р. П. Пономарева. Много было старинных вещей: утюги, ступки, кувшины, самовары. Меня привлекли солдатские треугольники. Это были письма Шабалиной Марии, адресованные Казаковой Зинаиде Андреевне. Они работали в предвоенный год в районе вместе. Письма меня заинтересовали как реликвии войны, в которых девчонка сообщала свои нехитрые новости. Я села и дословно их переписала с адресами и всеми пометками на конверте. Они у меня сохранились (см. статью ПИСЬМА С ФРОНТА). По ним в 80-е годы писала статью от имени ее подруги Марии Дмитриевны Иунихиной. В 2005 году об этой девушке рассказывала сотрудник музея Н.В.Хроменко.

О судьбе Поливаевой Юлии пока ничего не дали. Я обзвонила всех Поливаевых из Тулаты, но они не знают о Юлии. О Юлии известно только из письма М. Шабалиной, датированного 21 ноября1942 года: «Поливаева Юля из Тулаты все время болеет и лежит в госпитале». Очень хотелось бы узнать о её судьбе.

Баркалова Валентина Михайловна училась вместе с Марией Шабалиной. 3 июля 1943 года. Из письма М. Шабалиной : «Мы сейчас с Баркаловой Валей из с. Шипунова. Она была счетоводом в колхозе, знаете её, Зинаида Андреевна». Теперь уже нет такого села на карте нашего района, и в поисках могут помочь бывшие жители этого села, живущие в других селах района.

У А.И. Янченко и Е.И. Кокоревой не указано место жительства. Просмотрев телефонный справочник нашего района, я не нашла такие фамилии среди жителей. Возможно, еще есть люди с такими фамилиями, но они не имеют телефона. В общем, здесь пока тупик. Но бывают известия, воспоминания какой-то мелочи – и тупика нет, дальше повела дорога исследований.

Так было с изучением судьбы Анастасии Алексевны Лобановой. В музее есть небольшой материал об этом человеке, написанный Бурындиной Аленой, ученицей Усть-Тулатинской школы в 2005 году. Сведения весьма скупые. В письмах М. Шабалиной о А. Лобановой упоминается дважды. В апреле 1943 года: «Стюра Лобанова (так звали её подруги и в селе) даже не знаю где». В июле 1943 года: «Стюра Лобанова от нас отстала, её оставили, не доезжая до г. Свердловска, сейчас она находится на полевой почте. Получила от неё письмо. Живет она в 60 километрах от меня». Взяв этот материал, я пошла к Марии Дмитриевне Иунихиной. Она рассказала: «Когда я вернулась после войны (Мария Дмитриевна служила на Востоке, а там военные действия окончились значительно позднее), Тася была уже дома. Фронтовые её дороги не знаю. Я в 1945 году была у неё дома, знаю, что она болела, у неё болел желудок». Мария Дмитриевна посоветовала обратиться к семье Савченко, они какие-то родственники.

Анастасия Алексеевна Лобанова — справа
Девушки празднуют Победу, перед расставанием в Москве.

И вот здесь-то меня ждала удача. Да, действительно, Александра Алексеевна Савченко и Ефросинья Алексеевна Чердынцева – сестры нашей героини. В нашем селе живут племянники Анастасии Алексеевны, которые хорошо помнят свою любимую и любящую тётю. Знаете, какая радость меня охватила, когда они принесли фотографии из семейного альбома. Пять фотографий – фотографии военных лет. На одной – 3 девушки в зимнем военном обмундировании – шапка с пятиконечной звездой, суконная шинель. Девчонки молодые, симпатичные, с ясными светлыми глазами смотрят на нас из далекого 1944-го. В каком-то европейском городе вышла передышка между боями. Они пока живы и полны сил, появилась возможность сфотографироваться, чтоб выслать фотографию своей любимой мамочке. Им по 20 лет, и вся жизнь впереди. Они внимательно смотрят на нас. Остальные фотографии сделаны в 1945 году после победы, скорее всего весной. На одной фотографии написано: г. Москва. На скамейке сидят одиннадцать девушек, на столе разложены газеты. Это лето, девушки в гимнастерках, под деревом. На других – девушки танцуют. В семье Лобановых Алексея Ивановича (1898 года рождения) и Евдокии Никитичны (1896 года рождения), проживавших в селе Усть-Тулатинке Чарышского района, было 5 детей: дочь Ефросинья 1918 года рождения, дочь Анастасия 1922 года рождения, сын Федор 1926 года рождения, сын Иван 1928 года рождения, дочь Александра 1931 года рождения. Семья занималась единоличным крестьянским хозяйством, содержала крупный рогатый скот, лошадей, овец, домашнюю птицу, выращивала зерно, держала пасеку. С раннего детства дети приучали к труду. В 1936 году дочь Ефросинья вышла замуж за однофамильца Лобанова Федора Николаевича 1915 года рождения, работавшего тогда мастером маслозавода в селе Калинихе; в 1938 году у них родился сын Владимир. Дочь Анастасия после окончания школы поступила на учительские курсы, работала учителем в селе Озерки.

Две Марии: справа Мария Муравьева, слева Мария Шабалина. Обе ушли на фронт по комсомольской путевке.

Когда началась Великая Отечественная война, первым из семьи Лобановых ушел на фронт летом 1941 года муж Ефросиньи, Федор Николаевич, вскоре был ранен и взят в плен, 7 сентября 1941 года в плену погиб. После ухода мужа на фронт Ефросинья с сыном вернулась в дом отца. В 1942 году на фронт ушел отец Алексей Иванович. Через некоторое время, вслед за отцом, ушла на войну и Анастасия. Вместе с ней ушли её подруги Мария Шабалина и Мария Муравьева (Мария Дмитриевна Иунихина). В 1943 году призвали в армию и сына Федора. В октябре 1943 года отец, Лобанов Алексей Иванович, пропал без вести. Подруга Анастасии – Шабалина Маша погибла в бою 1 мая 1944 года в Винницкой области, а Анастасия после окончания войны, в 1945 году, вернулась домой больной малярией. Федор после окончания войны участвовал в Параде Победы в Москве. Позднее настало время прохождения действительной военной службы, и домой Федор вернулся только в 1950 году.

В настоящее время из большой и дружной семьи Лобановых жива Ефросинья Алексеевна. Она проживает в селе Чарышском с сыном Лобановым Николаем Ивановичем. Александра Алексеевна Савченко, проживает в селе Чарышском; Федор Алексеевич, проживает у дочери в Рубцовске. А сын его, Лобанов Николай Федорович, проживает в селе Красный Партизан.

Из воспоминаний Савченко Александры Алексеевны: «Вскоре после ухода на фронт отца ушла воевать сестра Анастасия, которую в семье называли Стюрой, а через не-сколько месяцев и брат Федор. В доме остались сестра Ефросинья с маленьким Володей, брат Иван, я и мама. Ефросинья работала на маслозаводе, мама – пчеловодом, а также пекла хлеб для колхозников. Горячий хлеб складывала на деревянные полки, от него шел такой запах, что невозможно было терпеть голод, а взять хлеб или отломить от него кусочек запрещалось. Я украдкой забиралась под эти деревянные полки и  собирала пальцем упавшие хлебные крошки, и  это было самым лучшим лакомством. Однажды за сундуком я обнаружила припрятанные сухарики и не выдержала, съела их. Оказалось, это брат Иван задумал убежать на фронт и собирал продукты. Когда он обнаружил пропажу, то очень разозлился и чуть не утопил меня в речке. С 11 лет я стала работать в колхозе, поить телят, брат пахал на быках. Когда закончилась война, мы стали ждать с фронта. Сестра Анастасия пришла с фронта больной, долго лежала, не вставала постели, я её смешила, не давала тосковать. Сестра до самой смерти после тяжелой болезни в 1975 году оставалась для меня самым близким человеком».

Из воспоминаний Газзаевой Галины Николаевна, Андросовой Татьяны Николаевны, дочерей Савченко А.А.:«Свою тетю, Лобанову Анастасию Алексеевну, мы помним с самого раннего детства. В то время она жила в Барнауле, и когда приезжала в Усть-Тулатинку, начиналась совершенно другая, волшебная жизнь. Нам не хотелось с ней расставаться ни на минуту, потому что в ней было столько энергии, оптимизма, какого-то обаяния. Даже одежда прическа её казались особенными, не такими, как у всех. Своих детей у тети не было, и она всю свою жизнь посвятила воспитанию племянников, заботилась о нас, в трудную минуту спешила нам на помощь, и мы могли с ней делиться любыми секретами, зная, что она никогда нас не предаст. Когда за бабушкой, Евдокией Никитичной, потребовался уход, тетя вернулась в Усть-Тулатинку, стала жить совместно с бабушкой и племянником Николаем, сыном Ефросиньи Алексеевны, который в то время заканчивал школу. Тётя вложила много усилий в его воспитание, помним, когда Николай не хотел носить фамилию своего отца, тётя несколько раз на лошади ездила из Усть-Тулатинки в Чарыш добивалась изменения фамилии Николая. Однажды в очередной поездке лошадь чего-то испугалась, прыгнула с парома в реку и утонула. Но фамилию брату все-таки изменили, а эта история стала притчей в языцех в нашей семье.

Мы очень любили бывать в доме тёти, где всегда царила атмосфера какой-то загадочности, необычной чистоты, там были книги, журналы и, кроме того, керосиновая лампа со стеклом, при свете которой можно было читать даже лежа на печке. В горнице стояла кровать с периной, застеленная белоснежным покрывалом. Висели тюлевые занавески, стояли этажерка с книгами, высокие диковинные узкогорлые стеклянные вазы, в которые можно было поставить, как мы сейчас понимаем, либо по одному гладиолусу, или какому-то редкой красоты другому цветку; и был старый патефон с пластинками: с песнями Утесова, русскими народными. В кладовой стоял большой плетеный сундук с разными интересными вещами: старыми газетами, книгами. Зарываться в них было нашим любимым занятием. Тётя очень любила читать, ещё до школы мы от неё узнали о Наташе Ростовой, Андрее Болконском, подробности биографии Н.В. Гоголя, С. Есенина, а отрывки из «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова она знала наизусть, так как эта книга была с нею на фронте.

Мы долго думали, почему так мало знаем о фронтовых буднях своей тети, а сейчас понимаем, что таким образом она нас старалась уберечь от пережитого ею горя, трагедий. Из фронтовых воспоминаний её почему-то в памяти отложился такой случай: однажды они с фронта приехали в Самару (бывший Куйбышев) по каким-то служебным делам. В Самаре был хороший драматический театр, в котором играли артисты из Москвы. Им так хотелось пойти в театр, но туда их не впустили, так как они были в сапогах и военной форме, а не в туфлях и вечерних платьях. И еще один, мистический, случай из фронтовой жизни тёти вспомнил брат, Лобанов Н. И.: «Тётя рассказала, что однажды они после боя обходили поле, на котором лежали убитые и раненые солдаты и офицеры. Убитых было много, среди них они искали раненых. Она не знает, почему, но её очень влекло к одному из убитых, искалеченных солдат. Она несколько раз к нему подходила и, убедившись, что он мертв, отходила от него. В очередной раз, возвратившись к этому мертвому солдату, она решила открыть солдатский медальон, и каково было её удивление, когда она обнаружила, что этот солдат родом из  Усть-Тулатинки! Вернувшись с фронта, она рассказала об этом случае матери погибшего солдата, которая после еще несколько раз приходила в ней и снова просила тётю рассказать, как выглядел ей сын, в каком положении он находился, куда был ранен».

Мария Шабалина

Любимым фильмом тёти был «Белорусский вокзал». Она смотрела его несколько раз и всегда говорила, что в этом фильме достоверно показаны фронтовые отношения, при этом сожалела о гибели своих фронтовых подруг, о Маше Шабалиной, о своём любимом человеке, погибшем под Берлином 28 апреля 1945года.

Когда тётя заболела страшной болезнью – раком, она не впала в отчаянье, мы никогда не видели её страдающей от боли. Уже после тяжелой операции она настолько следила за чистотой, что даже дощечки около крыльца дома, присев на  перевернутый стульчик, скоблила до желтизны, а в обычном деревянном туалете у неё висело зеркало, и также была идеальная чистота. Тётя, в отличие от многих людей, любила ненастную погоду, дождь, снег, ветер и всегда говорила, что как хорошо идти навстречу ветру, дождю, преодолевая их. В любой ситуации, даже самой тяжелой, она умела видеть какие-то положительные моменты. 2 ноября 1975 года тёти не стало. До настоящего времени мы верим в то, что она знает, как сложилась наша жизнь, и стараемся соответствовать во всём её требованиям, чтобы ей не было стыдно за наши дела и поступки».

Я очень благодарна родственникам А.А. Лобановой, которые рассказали нам о своем дорогом человеке.

В.Е. Дунаева

Невыдуманные истории

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Проект «Победа в каждом из нас» ждет ваших историй на адрес электронной почты pobedavnas@mail.ru. Обязательно укажите ваши ФИО, возраст и контактный номер телефона. Победные истории ваших семей мы ждем в виде рассказа. Фотографии и копии документов приветствуются. Задать вопросы можно по телефону в Барнауле (3852) 36-80-73 или 963-576-75-55