Комсомолка — Мария Шабалина.

Мария Шабалина

Мария Александровна Шабалина родилась в Усть-Тулатинке в 1923 году. Воспитывала её мама, Анастасия Федоровна, одна. Училась в школе хорошо, знания давались ей нелегко.

М.Д. Иунихина, подруга детства Марии Александровны, вспоминает: «Росли мы в родном селе, общались, как и все дети на свете: вместе бегали по улицам Усть-Тулатинки. Жили мы по соседству. Вместе в школе, вместе работали в колхозе: летом – пололи поля, убирали сено, осенью – ходили за косилкой, вязали снопы; вместе бегали на реку Чарыш купаться, вдыхали аромат высохшего сена, дышали воздухом родного села и запахом всего того, что называется Родиной.

Две Марии. Справа Мария Муравьева, слева Мария Шабалина. Обе ушли на фронт по комсомольской путевке

Лето 1941 года изменило нашу жизнь. Началась война. Мужчины один за другим уходили на фронт, а в село начали приходить похоронки. Помню, когда пришла похоронка на моего брата Фрола мы вместе с подругой плакали обнявшись. Мариша, так звали мою подругу в селе, близко к сердцу принимала чужое горе. Страшные вести стали приходить чаще и чаще. Мужчин в селе оставалось все меньше и меньше. Пришла и наша пора служить. Меня призвали весной 1942 года, а Маришу – осенью.

Окончив Усть-Тулатинскую неполную среднюю школу, Мария поехала в райцентр и работала статистом в районе, а после сокращения этой ставки, перешла статистом в райздрав. На работе она характеризовалась как добросовестный, ответственный труженик. Призвали её из районного отдела здравоохранения. В настоящее время в районной больнице хранится книга приказов военных лет, в ней  есть приказ под номером 84 от 20 ноября 1942 года: «В связи с мобилизацией статиста Шабалину Марию Александровну уволить с 21.11.42 г. Призывается в РККА».

«Разошлись наши фронтовые дороги: я попала на Дальний Восток, а Маришу отправили на запад. Соединяли нас небольшие письма-треугольники. Первое письмо я получила в конце 1942 года. Оно было короткое: «Сейчас мы учимся в городе. Серпухов. Получила обмундирование: шинель, шапку, гимнастерку, юбку. Нас постригли под мальчика, теперь я как мальчик».

Я даже не могла представить мою подругу без толстых, длинных, ниже пояса, кос. Из писем я узнала, что она вступила в ряды ВЛКСМ, училась на командира: «Учусь я ничего, отметки только отличные и хорошие. Занимаемся по 12 часов в сутки. На днях ходили в поход на 80 км. в село Турово. Шли как суворовцы: спали в лесу, готовили пищу в котелке. Скоро опять поход на 100 или 150 километров».

По письмам чувствовалось, что она стала смелее, преодолела робость.

«Здесь не будешь скромничать и всего пугаться, командир не должен быть тихим, а должен быть боевым и развивать командирский тон».

Трудно мне было представить тихую, робкую Маришу, которая боялась лишнего слово сказать, командиром.

Скучали мы по дому, по родному селу. Мечтали скорее бы домой, повидаться с родными людьми, походить по знакомым деревенским улочкам. Но шла война, а мы – люди военные.

Мариша овладела оружием, как она сообщала мне, как ложкой. В конце 1943 года подруга уже на войне, в артиллерийско-зенитной части.

«Не даем фрицу никакой пощады. Пусть даже не надеется повернуть назад. На Новый год угостили фашистов хорошо, запомнят, гады, наш «подарок» надолго».

Это было последнее письмо Марии Дмитриевне от подруги.

Во время вражеской атаки, когда полк зенитчиц отражал налет фашистских бомбардировщиков весной 1944 года, погибла юная девушка. Её подбросило взрывной волной вверх и с силой ударило о землю. Это случилось в Винницкой области на станции Вапнярка. Здесь и похоронена наша землячка в братской могиле.

М.Д. Иунихина вспоминает: «Когда я вернулась домой, тетя Тася встретила меня, кинулась на шею и зарыдала. Обнявшись, мы плакали, плакали вместе. Мама Мариши надеялась, что это какая-то ошибка, и её дочь вернется, обязательно вернется. Она не может не вернуться, ведь здесь её так ждёт она, мать!»

Марии Александровне было всего 20 лет. У неё было высокое чувство долга, она защищала родную землю от фашизма. Во имя этого она надела солдатскую форму, остригла свои чудесные косы и отдала свою юную жизнь.

Её подруга, Мария Дмитриевна, вырастила детей, имеет взрослых внуков, подрастают правнуки, а Мария Шабалина осталась навсегда двадцатилетней.

Мария Шабалина славная дочь нашей земли.

Вера Дунаева

Невыдуманные истории

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Горсть и сила родной земли

27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась 872 дня и стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной

Далее

Проект «Победа в каждом из нас» ждет ваших историй на адрес электронной почты pobedavnas@mail.ru. Обязательно укажите ваши ФИО, возраст и контактный номер телефона. Победные истории ваших семей мы ждем в виде рассказа. Фотографии и копии документов приветствуются. Задать вопросы можно по телефону в Барнауле (3852) 36-80-73 или 963-576-75-55